Глава Tartan Racing Ред Уайттекер (Red Whittaker) держит приз, завоёванный его командой в гонке машин-роботов DARPA Urban Challenge |
3 ноября 2007 года в местечке Викторвилль (Victorville), что в Калифорнии, успешно прошла гонка DARPA Urban Challenge — первое в мире соревнование автомобилей-роботов в городских условиях.
Два года назад беспилотные машины впервые в истории доказали, что способны не просто работать в реальной обстановке (на местности), но самостоятельно преодолевать весьма протяжённые маршруты. Тогда несколько транспортных средств, оборудованных кипой камер, радаров и мощных компьютеров, победили пустыню. Недвано было принято решение о переносе этой гонки в город.
Автомобили должны были преодолеть сложный городской маршрут: проехать кучу перекрёстков и поворотов, большие и маленькие улицы, заехать на парковку и выехать из неё, выполнить кучу прочих манёвров.
У финишной черты: 3 авто-победителя: 1 место: команда Tartan Racing (Университет Карнеги-Мелона), авто Boss (на базе Chevrolet Tahoe); 2 место: команда Stanford Racing, авто Junior (на базе Volkswagen Passat Variant); 3 место: команда VictorTango политехнического института Вирджинии (Virginia Tech), авто Odin (превращённый в робота Ford Escape Hybrid) |
За каждым автомобилем-участником гонки следовала обычная легковушка с людьми борту. Но никто не управлял роботами дистанционно. Но в машинах сопровождения экипажи везли аварийные кнопки, которые могли полностью выключить роботов, если бы те вдруг решили направиться в опасную сторону (к трибунам, например).
Здесь не было установлено каких-либо радиомаяков или ламп вдоль краёв дорог — никаких поблажек. Любой водитель или пешеход, попав сюда, увидел бы самый обычный маленький провинциальный городок. Так что машинам надо было напрягать свои "мозги", чтобы пройти намеченный судьями маршрут. Тем более что вместе с роботами по городу ездило ещё 30 обычных авто, управляемых людьми, — для создания более-менее правдоподобного трафика. И это не считая упомянутых машин сопровождения.
В целом можно сказать, что необычные транспортные средства замечательно справились с невиданной ранее задачей. Хотя некоторые небольшие казусы всё же случались. Так, два компьютеризированных авто ухитрились столкнуться между собой. Случилось это на небольшой скорости, и ДТП обошлось практически без повреждений. Оба робота успешно продолжили гонку.
TerraMax на старте |
В 2005 году TerraMax принимал участие в DARPA Grand Challenge, и пусть в тот раз он пришёл к финишу последним, аппарат от Oshkosh Truck стал одним из пяти автомобилей-роботов, преодолевших весь маршрут гонки (из 23 стартовавших). В этот раз искусственный интеллект TerraMax оплошал, и жёлтый беспилотный грузовик закончил состязание, заехав в пустой магазин.
Не только компьютер TerraMax дал маху. Из-за различных проблем очень многие команды не сумели завершить гонку. Но три лидера (все, уложившиеся к тому же в 6-часовой лимит времени, определённый правилами) показали образцовую езду.
Машины-роботы терпеливо пропускали на перекрёстках другие авто (идущие по главной дороге), после чего аккуратно поворачивали в нужном направлении, не забыв заранее включить поворотники. И так без приключений добрались до финиша.
Вот это по-настоящему оттюнингованая машина! Можно сказать "ручной работы". На заднем плане виден авто сопровождения. |
Команда утверждает, что одной из ключевых технологий, позволивших роботу превосходно ориентироваться в обстановке, стал новый лидар. Он представляет собой блок из 64 лазеров, вращающийся со скоростью 10 оборотов в секунду и производящий за это время по миллиону измерений дистанции до самых различных предметов.
Крис Урмсон (Chris Urmson), главный инженер Tartan Racing, пояснил, что лидар создавал в компьютере целое "облако точек", по которому машина могла понять — где находятся другие автомобили, здания, деревья, бордюры и так далее. Лидаром, впрочем, "глаза" робота не исчерпывались — на крыше у него были смонтированы цифровые камеры.
"Это большой день для робототехники", — заявил Крис после триумфального завершения субботней гонки.
Junior (на базе Volkswagen Passat Variant) |
Ну а приз в $500 тысяч (третья ступенька пьедестала) достался команде VictorTango политехнического института Вирджинии (Virginia Tech). Её автомобиль Odin (превращённый в робота Ford Escape Hybrid) затратил на гонку на 20 минут больше времени, чем Junior, и, соответственно, на 40 минут больше, чем Boss.
В финал этого соревнования вышло 11 команд (в полуфинале их было 36). Но только шесть машин-роботов пересекли финишный створ после целого дня поездок по городу.
Директор DARPA Тони Тезер (Tony Tether) назвал результаты соревнования "фантастическим достижением" и подчеркнул, что отработанные здесь технологии готовы для передачи в другие компании и институты для дальнейшего углубления и развития. Также Тезер особо отметил, что ни одна из трёх машин-победительниц не нарушила правила дорожного движения, так что три места на подиуме распределились исключительно по времени прохождения дистанции этими автомобилями.
Ларри Бёрнс (Larry Burns), вице-президент GM, комментируя субботнюю гонку, заявил, что разработка серийных авто с системой искусственного интеллекта, позволяющей им самостоятельно ездить в городских условиях — одно из важных направлений развития автоиндустрии. Он утверждает, что авто с таким уровнем "сознания" появятся на дорогах в 2015 году.
Хотите прокомментировать?
Кроме того...
Фабрики вечной жизни
Уникальные свойства стволовых клеток ставят перед...
В то время как одни надеются создать искусственный интеллект, другие этого боятся
Киберофобы — это люди,...
Кто же изобрёл фотографию?
В 1978 году исполнилось 160 лет гелиографическому снимку...