Группа ученых, в состав которой входили как медики, так и экономисты, провела сканирование мозга 38 мужчин и установилa, что чужие заработки мозг воспринимает как мерило собственного успеха человека. Исследователи тестировали мужчин в парах. Их просили выполнить простейшие задания и обещали вознаграждение от 30 до 120 евро за правильное выполнение, одновременно фиксируя процессы активности мозга испытуемых при помощи томографа. Испытуемые лежали в томографах рядом, и знали, сколько предложили их конкуренту и насколько хорошо он выполняет задания.
Оказалось, что те мужчины, которые получали больше денег за выполнение заданий, чем их конкурент, показывали и более высокую мозговую активность в так называемом ventral striatum, мозговом «центре удовольствия» (reward centre). Этот богатый допамином тракт в мозге при его активации формирует чувство удовольствия. Ранее ученые выяснили, что именно этот участок, к примеру, отвечает за то, насколько привлекательным человек считают то или иное лицо.
Если оба мужчины получали одинаковое количество денег, то активность в ventral striatum была ниже, то есть выполнение задания доставляло им меньше радости . Особенно же высокая активность в этой части мозга наблюдалась в момент, когда человек понимал, что правильно выполнил задание, замечает Бернд Цебер (Bernd Weber) из Life&Brain Institute. Если же человек «проваливал» задание, активность в ventral striatum совсем угасала.
Это первые обнародованные результаты работы научной группы, исследующей поведение «Homo oeconomicus» («Человека экономики»). Профессор Кристиан Элгер (Professor Dr. Christian Elger) и экономист Армин Фальк (Professor Dr. Armin Falk) в конце исследования обещают представить полный анализ того, как экономические стимулы влияют на работу человеческого мозга. Эти данные помогут в работе специалистам в области HR, менеджерам и маркетологам. Пока, по их словам, полученные результаты полностью опровергают экономическую теорию, согласно которой для человека в первую очередь значим размер вознаграждения.
Элгер и Фальк не отрицают того, что абсолютный размер тоже имеет значение. Томограммы показывают, что испытуемые больше «старались», когда им обещали 60 евро, чем когда им обещали 30. Однако ученые настоятельно призывают обратить внимание на то, что косвенная мотивация, в частности соперничество с конкурентами, также имеет для людей чрезвычайно важное значение. «Мотивация мужчин в значительной мере вытекает именно из идеи конкуренции», подчеркивает Берндт Вебер.
Хотите прокомментировать?
Кроме того...
Консервный нож
Три молодых джентльмена, плававших по Темзе в одной лодке (с собакой) и позже...
На скелете кита найдены остатки древней хемосинтетической экосистемы
Исследования скелета...
Шоковая заморозка продуктов
В 1930-х годах свежезамороженные продукты считались элитными...