Особенность таких летательных аппаратов в том, что, напоминая по внешнему виду самолёты и летая так же, они, тем не менее, обходятся без крыльев. Крылья в этом случае не нужны: их функцию берёт на себя сам корпус. Его геометрия способна частично изменяться, создавая подъёмную силу и обеспечивая вокруг него необходимые изменения давления, которые заставляют совершать повороты.
X-24 — Один из летательных аппаратов NASA, сооруженный в 1968 году по технологии несущего тела. Если вы не видите крыльев – не расстраивайтесь: всё в порядке и с вами, и с самолётом. Так надо. И, кстати, это неплохо летает (фото с сайта en.wikipedia.org). |
Впоследствии, однако, Борман предпочёл заниматься не всякими летательными штуками, а плавающими. С тех пор за три десятка лет он сконструировал немало интересных вещей. Среди них – самые разнообразные образцы судостроения: от несложных лодок до высококачественных гоночных парусных катамаранов.
"Морской фантом" на стадии сборки. Поначалу вместо мотора ему хотели приделать простой офисный вентилятор, который виден здесь на снимке. Но передумали – он, наверное, давал маловато "лошадей" (фото с сайта seaphantom.com). |
Sea Phantom – это сплошное воплощение всяких мечтаний и объединение всего, что только можно объединить, чтобы сконструировать идеальный образец морского транспорта. В итоге получилась просто безупречная вещь.
Глядя на Sea Phantom с этого ракурса, понимаешь, что источник вдохновения, конечно же, где-то в авиации (фото с сайта seaphantom.com). |
Стоп, что-то уж сильно мы взялись его нахваливать. Давайте, что ли, глянем в конце-то концов, что же мы хвалим, какие у "Призрака" технические характеристики, из чего он собран, чего там есть интересного из прибамбасов, и как они работают.
Слева показано крыло-лыжа, обеспечивающая подъём "Призрака" над водой. Справа – схематически изображён процесс её открытия (фото Ron Polli, иллюстрация с сайта seaphantom.com). |
Аппарат вмещает в себя до пяти человек (включая водителя). Хотя это и катер, внешне он не очень-то похож на таковой. Чёрный глянцевый окрас плюс обтекаемая форма с балансирами почему-то создаёт мрачноватое, хотя и восторженное чувство. Вообще, Sea Phantom частенько сравнивают с НЛО, погружённым в воду. В этом сравнении действительно что-то есть, но мы опять отвлеклись.
Борман и его "Призрак" (фото с сайта seaphantom.com). |
Из-за этого может показаться, что катер едва ли не летит над водой. Но, как ни удивительно, это не иллюзия: теперь о себе и вправду начинают заявлять аэродинамические закономерности.
"Морской фантом" на малой скорости. Ведёт себя практически как обычный катер (фото с сайта seaphantom.com). |
Летит, но не взлетает – тяжеловат. Надо заметить, что "полётная составляющая", действующая на аппарат, достаточно велика. Благодаря ей происходит как бы уменьшение веса катера и снижается расход горючего на больших скоростях, когда лыжи выдвинуты. По утверждению Бормана и его компаньонов, в таком режиме Sea Phantom требует в пять (!) раз меньше топлива, чем обыкновенное аналогичное судно таких же габаритов.
А здесь "Призрак" набрал скорость и вовсю эксплуатирует возникающую подъёмную силу воздуха. На этих снимках кажется, что он идёт на взлёт. Увы, рождённый плавать вряд ли сможет полететь. Впрочем, это пока бабушка надвое сказала, ведь перед нами лишь прототип, и от полнофункциональной версии можно ожидать чего угодно (фото с сайта seaphantom.com). |
Кстати, сравнения с авиацией на этом не заканчиваются. Ведь повороты "Морской призрак" осуществляет тоже за счёт своих лыж, которые на этот раз лучше сравнить с крыльями. Но если самолёт использует для этого какие-нибудь отклоняемые консоли на крыле, то Phantom просто задвигает лыжу, с той стороны, в которую нужно свернуть. Ну, и следовательно, происходит поворот.
Пока что массовое производство "призрачного" катера не налажено, и это транспортное средство существует только в варианте прототипа. Полноценная версия значительно отличаться не должна, разве что обещает быть несколько крупнее. Ожидаемая цена полноформатного катера оценивается в $500 тысяч. Копите.
Хотите прокомментировать?
Кроме того...
HypoSurface показывает на стене объёмное движение
Стена зашевелилась? Она...
Разработан новый метод нанолитографии
Новый метод...
В Австрии обнаружена самая длинная в ЕС система пещер
В горах Австрии обнаружена...