Свое "судьбоносное" исследование, предостерегающее об опасности стези рок-звезд, ученые опубликовали во вторник – и из-за непреодолимой тяги к банальностям стали посмешищем на неделе, когда одновременно были опубликованы еще несколько пустопорожних научных работ.
Нам звонит легендарный вокалист группы "Дорз" Джим Моррисон: "Хм-м-м-м... Ну, ребята, вы меня разыгрываете... Нашли дурака".
В понедельник на прошлой неделе специалист по когнитивной психологии из университета Индиана опубликовал в журнале Национальной академии наук статью о том, что мужчины предпочитают сексапильных партнерш – а не женщин, которые отвечают ряду несколько более существенных критериев.
Вероятно, научное сообщество хором саркастически воскликнуло: "Правда, что ли?", а затем в среду ознакомилось с выводами о том, что в результате хронического недосыпания мужчины склонны утрачивать интерес к сексу.
Надо же... Кто бы мог подумать...
"Много ли толку от таких исследований? Ноль? И что можно сделать с такой информацией?" – вопрошает Стивен Дж. Миллой, юрист и специалист по биологической статистике. Более 11 лет назад Миллой открыл сайт JunkScience.com и с тех пор его поддерживает. Задача сайта – жестко критиковать то, что Миллой определяет как профанацию исследований в области экологии и здравоохранения.
"Это не просто ерунда, но и глупость, – говорит Миллой о недавних исследованиях, получивших довольно большую огласку. – Такое встречается сплошь и рядом, причем очень часто такие глупости финансируются на средства налогоплательщиков".
По словам Миллоя, пик абсурдных и бессмысленных исследований пришелся на 1990-е годы. Затем их стало меньше, но после 11 сентября 2001 года они вновь активизировались. В последние годы часто эксплуатируются такие темы, как глобальное потепление, сильно раздутое голливудскими "жрецами экологии".
Миллой со смехом вспоминает об исследовании, авторы которого пытались выяснить, откуда берется "пивное брюшко" – действительно ли оно появляется в результате потребления пива или виноваты, напротив, крепкие спиртные напитки.
Вот еще один научный проект, вошедший в анналы истории: ученые на федеральные средства выясняли подробности использования презервативов проститутками. По словам Миллоя, был сделан вывод, что чем больше проститутки практикуются в пользовании презервативами, тем чаще они пользуются ими правильно.
Миллой и его партнер из Австралии каждый будний день обновляют свой сайт. По словам Миллоя, в новых материалах недостатка нет. Он с огромным удовольствием насмехается над всяческими научными работами.
"По-моему, мы снова вступаем в "глупый сезон" науки", – говорит Миллой, ссылаясь на исследование Вашингтонского университета, показавшее, что у детей, которые смотрят популярные среди родителей обучающие видеофильмы "Baby Einstein", словарный запас обогащается медленнее. Как заявляет Миллой, авторы исследования заранее стремились доказать, что телевизор вреден, а финансировалось оно неким федеральным агентством, которое разделяет это убеждение.
Хотя работы в области общественных наук Миллой на своем сайте не рассматривает, он говорит, что многие университеты стараются найти источник финансирования, разделяющий их взгляды, и паразитируют на нем, поставляя выводы, которые соответствуют позиции этого органа.
Такое партнерство, выгодное обеим сторонам, осуществляют многие федеральные ведомства, добавляет Миллой. Эти замкнутые системы, существующие под флагом науки, он называет колоссальными аферами.
Многие журналисты и потребители склонны принимать результаты исследований на веру, особенно не разбираясь, каким путем они получены.
"По-моему, тут в очень многих случаях имеют место не просто глупости, но мошенничество, – отмечает Миллой. – Думаю, очень часто эти люди стремятся к саморекламе. Как правило, такие исследования очень легко опознать и опровергнуть".
"Что же нам теперь – обходиться без рок-звезд?"
автор: Андреа Биллапс
Хотите прокомментировать?
Кроме того...
Витамин С. Как его понимать?
Как самостоятельное, причем массовое и смертельное...
NASA на Сатурне. Часть седьмая: ледяной мир греет тайная батарея
Представьте, что Вы,...
Воздушный экран FogScreen: вход через рекламу
Все мы мечтали иногда...