История лифта

Считается, что первый лифт был установлен в 1743 году во дворце французского короля Людовика XV в Версале, чтобы тридцатитрехлетний король мог, не напрягаясь, подниматься в апартаменты своей любовницы, расположенные этажом выше.

Notice: Undefined offset: 9 in /var/www/www-root/data/www/374.ru/tpl_text/text_picture.php on line 73
В знаменитом небоскрёбе в Куала-Лумпур, как и во многих других известных высотках мира стоят лифты Otis
В знаменитом небоскрёбе в Куала-Лумпур, как и во многих других известных высотках мира стоят лифты Otis
Впрочем, в старинных источниках имеются упоминания и о более ранних пассажирских подъемных машинах – в Синайском монастыре (Египет, VI век н. э.) и даже в Древнем Риме (I век до н. э.). В 1795 году знаменитый Кулибин разработал винтовые «подъемные и спускные кресла» для Зимнего дворца. Все эти подъемники использовали физическую силу рабов или слуг, реже – тяглового скота. Вскоре после изобретения паровой машины ее приспособили и к подъемнику.

Ключевым элементом современного лифта считается автоматический ловитель – устройство, останавливающее лифт в случае обрыва троса. Его изобрел американец Элайша Грейвс Отис (1811 – 1861). В жизни он сменил много профессий: был строительным рабочим, работал на лесопилке, строил кареты, служил на мебельной фабрике, выпускавшей кровати. Именно здесь в 1852 году его попросили сконструировать подъемник для доставки досок на второй этаж.

Тут Отис и сделал свое ключевое изобретение. Он прикрепил трос к платформе подъемника через плоскую пружину вроде рессоры (пригодился опыт работы с каретами). А по бокам подъемника установил зубчатые рельсы. Под весом даже пустой платформы пружина выгибалась и спокойно проходила между рельсами. В случае же обрыва каната пружина, распрямившись, своими концами застревала в зубцах рельсов, предотвращая падение.

Отис назвал свой подъемник «безопасным лифтом» и основал небольшую мастерскую по производству таких лифтов. Фирма «Отис» и сейчас весьма известна в этой области техники.

В 1854 году Отис придумал рекламный трюк для оживления спроса на продукцию фирмы. В одном из выставочных залов НьюЙорка, где имелся высокий купол, между двумя опорами высотой 12 метров двигалась подъемная платформа. На вершине сооружения стоял помощник, державший в руке длинный меч. На платформе среди бочек и ящиков стоял сам изобретатель во фраке и в цилиндре. Паровая машина подтягивала платформу на самый верх, и ассистент по команде Отиса обрубал канат мечом. Платформа устремлялась вниз, но через метрдва автоматика со страшным скрежетом срабатывала и останавливала падение. Отис снимал цилиндр и кланялся публике.

Через три года «Компания паровых подъемников Отиса» установила свой первый пассажирский лифт в пятиэтажном магазине на Бродвее. Лифт брал до пяти человек и вез их со скоростью 20 сантиметров в секунду.

Когда началось строительство небоскребов, самого Отиса уже не было в живых. В первых небоскребах чаще применяли гидравлические лифты без каната: поршень, ходящий в длинном цилиндре, под напором воды выталкивал кабинку вверх. Такая система применялась в домах не выше 20 этажей – уж больно глубокую шахту для цилиндра приходилось выкапывать под фундаментом: такой же глубины, какую высоту имел дом. Зато гидравлические лифты ходили в 20 раз быстрее, чем лифты системы Отиса. Кроме того, через некоторое время гидравлику усовершенствовали, разместив цилиндр горизонтально, а поршень через систему блоков тянул канат, поднимавший кабину. Гидравлический лифт был изобретен во Франции и впервые показан на Всемирной выставке в Париже в 1867 году. Позже его установили на Эйфелевой башне.

В 1859 году фирма «Отис» поставила в отеле «Пятая авеню» винтовой лифт. От подвала до чердака здание пронизывал огромный металлический винт, а кабина ходила по нему как гайка. Винт вращался через шкив ремнем от паровой машины, стоявшей в подвале. Когда винт вращался вправо, кабина шла вверх, влево – вниз. Чтобы кабина не вращалась вместе с винтом, вдоль одного ее угла в шахте лифта проходил рельсограничитель. Но эта система оказалась медленной, неудобной и дорогой. Было смонтировано только два таких лифта. В отеле он был заменен в 1875 году.

Первый электрический пассажирский лифт был изготовлен немецкой фирмой «Сименс и Гальске» в 1880 году. Он поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд. Первый электрический лифт фирмы «Отис» был смонтирован в одном из ньюйоркских небоскребов в 1889 году. Отныне проблема подъема больше не сдерживала рост зданий вверх. Самый высокий небоскреб США («Сирс Тауэр» в Чикаго) имеет 106 лифтов, 16 из которых – двухэтажные, то есть принимают и высаживают пассажиров сразу с двух этажей. Два экспресслифта для посетителей смотровой площадки на крыше преодолевают 412 метров за минуту и несколько секунд.

Кроме того...
Ленивые изобретения
Поскольку мы по природе ленивы, любое изобретение вызвано...
Световое граффити
Рисовать можно не только на стенах балончиками с краской, но и светом в воздухе...
  • Текущие обсуждения статей
Бионическая рука-протез
Телепортация - фантастика или реальность?
Ученые вывели формулу удачи
Смех не лечит раковых больных
Приливы и отливы вызывают сейсмические колебания
Нью-Йорк и Лос-Анджелес уйдут под воду к 2015-му году
Посмотреть весь форум

  • поиск статей на сайте
Введите фразу, слово или часть слова
Темы этого номера
Объяснена аномалия проводимости двухмерного графита
Объяснена аномалия проводимости двухмерного графита Объяснена аномалия проводимости двухмерного графита
Физики из Калифорнийского университета в Риверсайде (California University, Riverside), США, объяснили известную аномалию графена
Биологи создали клетки с искусственной генетической памятью
Биологи создали клетки с искусственной генетической памятью Биологи создали клетки с искусственной генетической памятью
Памела Сильвер (Pamela Silver) из медицинского колледжа Гарварда (Harvard Medical School) и её коллеги преобразовали геном клетки так
Летающие автомобили! Скоро...
Летающие автомобили! Скоро... Летающие автомобили! Скоро...
Компания под названием Urban Aeronautics обещает, что, начиная с 2009 года, в небе появятся первые летающие автомобили
Российские подводники испытывают новейший водолазный костюм
Российские подводники испытывают новейший водолазный костюм Российские подводники испытывают новейший водолазный костюм
На Северном флоте начались государственные испытания новейшего водолазного снаряжения СВУ-5
Построен самый мощный микроскоп в мире
Построен самый мощный микроскоп в мире Построен самый мощный микроскоп в мире
Удивительный аппарат Titan, созданный в рамках американско-европейского проекта TEAM
Придуман рюкзак с незаметным генератором
Придуман рюкзак с незаметным генератором Придуман рюкзак с незаметным генератором
Джонатан Гранстром (Jonathan Granstrom) и Джоэл Финстра (Joel Feenstra) из Мичиганского технологического университета (Michigan Tech)
Вселенские волокна удержали первые звёзды тёплой материей
Вселенские волокна удержали первые звёзды тёплой материей Вселенские волокна удержали первые звёзды тёплой материей
Ну не забавно ли это? Мы пока не знаем, из чего сделана тёмная материя, однако догадываемся, зачем она нужна
Нанесен очередной удар по современной космологии
Нанесен очередной удар по современной космологии Нанесен очередной удар по современной космологии
Анализ скоростей объектов в Малом и Большом Магеллановом облаках – карликовых галактиках неправильной формы
Учёные обнаружили причину недомоганий в авиарейсах
Учёные обнаружили причину недомоганий в авиарейсах Учёные обнаружили причину недомоганий в авиарейсах
Американские и датские учёные во главе с Чарльзом Уэшлером (Charles Weschler)
Нокаут гена удваивает продолжительность жизни
Нокаут гена удваивает продолжительность жизни Нокаут гена удваивает продолжительность жизни
Нокаут (отключение) гена Nox2 почти вдвое продлевает жизни мышей, страдающих болезнью Лу Герига
Новый вид летучих мышей обнаружен на Филиппинах
Новый вид летучих мышей обнаружен на Филиппинах Новый вид летучих мышей обнаружен на Филиппинах
На Филиппинах обнаружен новый вид летучих мышей под названием полосатая фруктовая летучая мышь (styloctenium mindorensis)
У пчел обнаружили тактику коллективного удушения врагов
У пчел обнаружили тактику коллективного удушения врагов У пчел обнаружили тактику коллективного удушения врагов
Ученые обнаружили, что некоторые виды пчел обладают "коллективным оружием": собравшись вместе
История лифта
История лифта История лифта
Считается, что первый лифт был установлен в 1743 году во дворце французского короля Людовика XV в Версале
236 причин не получить удовольствие
236 причин не получить удовольствие 236 причин не получить удовольствие
Половая жизнь без любви становится для людей обузой, от которой они хотят избавиться под разными предлогами

 
  • Главные темы / архив
№082текущий номер Технологии
Биоклиматическое здание
    

    

    

    

    

 
  • Человек
  • Планета Земля
  • История изобретений
  • История лифтаИстория лифта
    Считается, что первый лифт был установлен в 1743 году во дворце французского короля Людовика XV в Версале
  • Чёрный ящик
  • Воля случая
  • Технологии
  • Техника
  • Космос
029
  • История изобретений