25 лет назад Ханц Мондерман всерьез задумался о причинах возникновения аварий. Он часами стоял на перекрестках, наблюдая за поведением людей на дорогах. В итоге Мондерман пришел к выводу, что большинство дорожно-транспортных происшествий происходит не из-за ошибок людей, а из-за неверной реакции на чужую ошибку. Водители, чересчур увлеченные знаками и светофорами, перестают замечать других участников движения. Но недостаточно просто отменить светофоры и демонтировать железобетонные отбойники. На их месте нужно построить круговые развязки, разбить цепь фонтанов и посадить деревья, как это сделали в голландском Драхтене. Фото: Shared Space. |
Ханс Мондерман — один из ведущих экспертов по организации автодорожного движения в Европе. Философия его проекта такова: управление дорожным движением должно быть возложено не на искусственное регулирование, а на естественное взаимодействие между людьми. В данном случае взаимопонимание водителей и пешеходов, уважение друг к другу становятся решающим фактором поведения на дороге.
Согласно концепции «общего пространства», проезжая часть не должна отличаться от тротуара или велосипедной дорожки, а автомобилисты должны быть лишены привилегий. «Большинство дорожных происшествий случаются не из-за ошибки, а из-за неверной реакции на чужую ошибку, — поясняет Мондерман, — Между тем, визуального контакта и короткого жеста достаточно, чтобы решить большинство дорожных проблем». Единственный знак, к которому у Мондермана нет претензий, — «Думай!».
Стоит напомнить, что попытки упорядочить дорожное движение предпринимались ещё в Древнем Риме. Первые правила дорожного движения ввёл ещё Юлий Цезарь. При всем своем несовершенстве, они уже тогда включали ряд положений, которыми пользуются и сегодня.
Например, были введены улицы с односторонним движением. Проезд частных колесниц, повозок и экипажей по Риму был запрещен с восхода солнца до конца «рабочего дня», что приблизительно соответствовало двум часам до его захода. Иногородние были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и могли передвигаться по улицам только пешком или в наемных паланкинах. За соблюдением этих правил следила специально созданная служба, куда набирали в основном вольноотпущенников, ранее выполнявших функции пожарных.
Идеологи проекта «Shared space» уверены, что большая часть дорожных знаков лишь отвлекает внимание водителей, поэтому знаки следует демонтировать. Незыблемыми остаются только главные правила дорожного движения: соблюдать правостороннее движение, не создавать помех и помнить о преимуществе того, кто движется справа. Фото (Creative Commons license): David Goehring aka CarbonNYC. |
Прототипами дорожных знаков стали таблички, служившие для того, чтобы информировать путешественников о направлении движения и расстоянии, которое им предстоит преодолеть. С появлением автомобилей возникла необходимость договориться о правилах дорожного движения. Но эти правила заметно отличались в разных странах.
Поэтому в 1909 году на международной конференции в Париже было принято решение о единых правилах дорожного движения, единых для всех стран Европы. В 1931 году в Женеве на Конференции по дорожному движению, в работе которой приняли участие и представители СССР, была принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах».
Предупреждать, запрещать, предписывать и указывать — у каждого знака свое предназначение. Они призваны помогать водителям транспорта и пешеходам ориентироваться на дороге и служить безопасности участников движения. Однако сегодня ведутся дискуссии о «засилье дорожных знаков», которые зачастую противоречат друг другу и отвлекают внимание водителей от ситуации на дороге.
Для примера, в Германии дорожный знак встречается каждые 28 метров, а в общей сложности их около 20 миллионов. При этом в стране действуют 648 различных указателей, дающих в совокупности свыше тысячи восьмиста комбинаций. В плотном транспортном потоке одновременно следить за дорогой и анализировать все эти указатели и комбинации достаточно сложно.
Иследования специалистов по безопасности дорожного движения свидетельствуют о том, что водители не обращают внимание почти на 70% дорожных знаков. А те, кто внимателен к знакам, могут просто не расшифровать замысловатие комбинации дорожных указателей. Фото (Creative Commons license): Mikel Ortega. |
Немецкий автомобильный клуб ADAC настаивает на уменьшении количества дорожных знаков, как минимум, на треть. Представитель клуба Ханс-Юрген Фишер (Hans Jorgen Fischer) отмечает, что многие дорожные знаки, установленные рядом, противоречат друг другу. Другой сотрудник ADAC, Маттиас Шмиттинг (Matthias Schmitting) в качестве показательного примера вспоминает остров в Балтийском море Узедом, где знаком отмечена «каждая туристическая мелочь» от указателя в ближайшую сосисочную до пункта раздачи шезлонгов.
Всё же идеи Мондермана многим кажутся абсурдными. Если убрать все разграничения между пешеходом и автомобилем, шоссе и тротуаром — как физические, так и нормативные, движение станет более опасным и для пешеходов, и для водителей. Однако Мондерман настаивает на том, что в подобных обстоятельствах все участники движения станут вести себя осторожнее. Чем больше предписаний, тем меньше осознание собственной ответственности. Такова психология человека.
Исчезновение регламентирующих поведение дорожных знаков вынуждает участников движения быть предельно внимательными. Автор эксперимента предлагает заменить систему дорожной безопасности системой социальной ответственности, которая лучше всего дисциплинирует любого водителя. «Водитель в общем пространстве становится составной частью социального и культурного контекста, и его поведение на дороге контролируется повседневными нормами поведения», — подытоживают авторы проекта на своем сайте.
Конечно, такой масштабный проект строится не только на достаточно смелых идеях Мондермана. В разработке концепции «свободного пространства» принимают участие службы дорожного планирования, психологи, социологи и даже ландшафтные дизайнеры. Неожиданную поддержку получил проект и со стороны экологов, которые считают, что бесполезные «регулировщики» напрасно расходуют энергию.
Автор проекта «Shared space» Ханц Мондерман. Фото: Jan Willem van Vliet / Shared Space. |
В голландском городке Драхтен концепция «Shared Space» действует с 2000 года. На центральном перекрестке были ликвидированы все светофоры и дорожные знаки. Движение выглядит замедленным. Однако, по мнению экспертов, в пределах населенных пунктов такое движение куда более разумно, нежели постоянное чередование «газ/тормоз».
Поначалу горожане протестовали, называя проект «шокирующим» и «немыслимым». Сейчас привыкли, а городские власти убирают светофоры и дорожные знаки и на других перекрестках. В Драхтене со времени старта этого проекта число ДТП снизилось на 70%, пропускная способность дорог увеличилась, а пробки остались в прошлом.
В Лондоне светофоров и тротуаров лишилась четырехполосная Kensington High Street и улица Seven Dials в районе Ковент-Гарден (Covent Garden). Движение стало менее лихорадочным, пропускная способность трассы выросла с 2200 машин в час до 2800, а число аварий снизилось на 60%. В Германии без дорожных знаков и светофоров обходятся в нижне-саксонском Бомте. Глава муниципалитета Оксфорда Джон Годдарт (John Goddard) также проявил заинтересованность в проекте и выразил желание отвести под «общее пространство» центральную часть Оксфорда.
Копенгаген, Барселона, Лион, Страсбург, Куритиба — с каждым годом число городов, которые оказываются вовлечены в этот проект, увеличивается, как, впрочем, и число довольных участников эксперимента. На официальном сайте проекта «Shared space» можно следить за тем, как проходит транспортная революция.
Предварительные данные свидетельствуют, что во всех городах и населённых пунктах, участвующих в этом смелом эксперименте, снизилось число дорожно-транспортных происшествий, а скорость движения транспортного потока увеличилась. Водители стали ездить гораздо аккуратнее, более внимательно следить за ситуацией, реже превышать скорость. Впрочем, о первых официальных итогах власти Евросоюза, поддерживающие концепцию «общего пространства», намерены объявить лишь в 2008 году.
В России идеи Ханца Мондермана пока не нашли отклика. Скорее — наоборот. Кампания по модернизации знаков на российских дорогах — «Приведение существующих знаков в соответствие с международной Конвенцией о дорожных знаках и сигналах 1968 года и Европейским соглашением 1971 года с учетом поправок, принятых ООН в последние годы» — привела лишь к увеличению числа дорожных знаков.
В 2006 году появилось 24 новых дорожных знака, а также 18 разновидностей уже существующих. Интересно, что многие водители даже не догадываются о нововведении, что лишний раз подтверждает: многие знаки мы просто не замечаем. Так зачем же тогда они нужны?
автор: Константин Куц
Хотите прокомментировать?
Кроме того...
Создан трехмерный полупроводниковый метаматериал
Группа специалистов из...
Беременность против СПИДа
Исследование Университета ВандербильтаVanderbilt University...
Нанотехнологии защитят банкноты от подделок
Как сообщает CNews, группа...