Катастрофы на море стали случаться, как только человек впервые поплыл. А в воздухе - как только впервые полетел.
Сейчас мы привыкли, что любые сообщения передаются по радио. Но радио было не всегда, оно было изобретено только в 1896 году. Что же было до этого?
Предыстория
В XVIII веке целый ряд стран - Франция, затем Англия начали устраивать на берегах спасательные станции на побережье у самых опасных мест для моряков.
В первой половине XIX века устанавливаются международные сигналы бедствия. Корабли должны были палить из орудий и вывешивать специальные флаги днем, или подавать сигналы огнями или ракетами ночью. Но вдали от берега это почти не имело эффекта. Предпринимались попытки применить воздушные шары, воздушные змеи, голубей и пр.
Изобретение радио
В 1896 году было изобретено радио, а 6 марта 1899 года после столкновения с пароходом "Мэтьюс" с английского плавучего маяка был послан первый в истории сигнал бедствия.
С развитием радио возникла ожесточенная конкуренция между фирмами, производящими радиоаппаратуру.
Англии и Италии свою продукцию навязывала известная фирма "Маркони". Навязывала так настойчиво, что телеграфисты фирмы не имели права связываться с корреспондентами, работающими на аппаратах, построенных другими фирмами, даже, если корреспондент просил о помощи.
В 1902 году на первой Международной радиотелегафной конференции в Берлине, представители России, Австро-Венгрии, Франции, Англии, Испании, Италии, США предприняли безуспешную попытку ввести единый радиосигнал бедствия.
Для судов, на которых была аппаратура фирмы "Маркони", за сигнал бедствия были приняты три буквы CQD (Come Quick, Danger - c англ. «Идите быстрее, опасность»).
В 1906 году в Берлине состоялась вторая радиотелефонная конференция, на которой было предложено утвердить выше названный сигнал как международный сигнал бедствия. На это последовало серьезное возражение, так как первые две буквы предложенного сигнала совпадали с буквами общего радиотелеграфного вызова железнодорожной телеграфной связи - CQ.
Немецкая фирма "Арко" предложила комбинацию букв SOE. Это предложение также было отклонено, так как буква Е в азбуке Морзе передается одной точкой и при помехах ее трудно будет уловить. Поэтому было предложено заменить эту букву буквой S, что и было поддержано членами конференции. Этот сигнал представлял собой три точки, три тире, три точки, был достаточно ритмичным и хорошо воспринимался на слух, его трудно было спутать с чем-либо другим.
Сигнал SOS
Изначально, как и везде не было каких-либо общепризнанных сигналов бедствия.
3 октября 1906 года сигнал SOS был утверждён международным сигналом бедствия.
Но фирма "Маркони" продолжала упорствовать, и в системе своих станций продолжала пользоваться только сигналом SQD.
Сейчас мы привыкли, что любые сообщения передаются по радио. Но радио было не всегда, оно было изобретено только в 1896 году. Что же было до этого?
Предыстория
В XVIII веке целый ряд стран - Франция, затем Англия начали устраивать на берегах спасательные станции на побережье у самых опасных мест для моряков.
В первой половине XIX века устанавливаются международные сигналы бедствия. Корабли должны были палить из орудий и вывешивать специальные флаги днем, или подавать сигналы огнями или ракетами ночью. Но вдали от берега это почти не имело эффекта. Предпринимались попытки применить воздушные шары, воздушные змеи, голубей и пр.
Изобретение радио
В 1896 году было изобретено радио, а 6 марта 1899 года после столкновения с пароходом "Мэтьюс" с английского плавучего маяка был послан первый в истории сигнал бедствия.
С развитием радио возникла ожесточенная конкуренция между фирмами, производящими радиоаппаратуру.
Англии и Италии свою продукцию навязывала известная фирма "Маркони". Навязывала так настойчиво, что телеграфисты фирмы не имели права связываться с корреспондентами, работающими на аппаратах, построенных другими фирмами, даже, если корреспондент просил о помощи.
В 1902 году на первой Международной радиотелегафной конференции в Берлине, представители России, Австро-Венгрии, Франции, Англии, Испании, Италии, США предприняли безуспешную попытку ввести единый радиосигнал бедствия.
Для судов, на которых была аппаратура фирмы "Маркони", за сигнал бедствия были приняты три буквы CQD (Come Quick, Danger - c англ. «Идите быстрее, опасность»).
В 1906 году в Берлине состоялась вторая радиотелефонная конференция, на которой было предложено утвердить выше названный сигнал как международный сигнал бедствия. На это последовало серьезное возражение, так как первые две буквы предложенного сигнала совпадали с буквами общего радиотелеграфного вызова железнодорожной телеграфной связи - CQ.
Немецкая фирма "Арко" предложила комбинацию букв SOE. Это предложение также было отклонено, так как буква Е в азбуке Морзе передается одной точкой и при помехах ее трудно будет уловить. Поэтому было предложено заменить эту букву буквой S, что и было поддержано членами конференции. Этот сигнал представлял собой три точки, три тире, три точки, был достаточно ритмичным и хорошо воспринимался на слух, его трудно было спутать с чем-либо другим.
Сигнал SOS
Изначально, как и везде не было каких-либо общепризнанных сигналов бедствия.
3 октября 1906 года сигнал SOS был утверждён международным сигналом бедствия.
Но фирма "Маркони" продолжала упорствовать, и в системе своих станций продолжала пользоваться только сигналом SQD.
Как это часто бывает, человечество ждало масштабной катастрофы, и она случилась. Трагедия мирового масштаба - гибель лайнера "Титаник" вынудила фирму "Маркони" отказаться от сигнала SQD.
Таким образом сигнал SOS (. . . - - - . . .) стал международным сигналом бедствия в радиотелеграфной связи.
Самый известный случай подачи сигнала SOS до сих пор остаётся SOS Титаника.
Международная морская организация (ИМО) приняла решение с 1999 года отменить сигнал SOS и заменить его системой ГМДСС (глобальная оперативная система спасения морских судов, терпящих бедствие).
Не только радисту или капитану, но и любому человеку на борту достаточно нажать кнопку и только один раз - сигнал бедствия тотчас же перенесется к спутнику связи, а от него во все порты, в службы спасения, береговые авиабазы и на все суда в данном районе моря. Причем аппаратура на спутнике автоматически расшифрует координаты пославшего краткий радиосигнал системы ГМДСС.
В официальном объявлении ИМО говорится: "Сигнал из трех знаков Морзе имеет хорошие традиции и своих сторонников в наши дни. Несомненно, речь может идти о заслуженном ветеране. Однако напомним, что передача сигнала SOS зависит от азбуки Морзе и от самоотверженности радиста, не бегущего к спасательной шлюпке вместе со всем экипажем. Новая автоматическая система позволяет нажать кнопку непрофессионалу, а саму кнопку можно расположить в разных местах корабля, а не только в кабине радиста. Не вызывает сомнения, что ГМДСС должна увеличить гарантии спасения людей, следовательно, и число спасенных на море".
Сигнал "May Day"
В 1923 году Фредерик стэнли - главный связист аэропорта в Лондоне, решил, что необходим сигнал, который бы подавался голосом в случае неминуемой опасности. Так как в то время почти весь авиатрафик был из Лондона в аэропорт Ле Бурже в Париже, то таким словом стало "MayDay" - от французского "m’aidez" - помоги мне.
Сигнал "Pan-Pan"
Однако, подаче сигнала "MayDay" может предшествовать сигнал "Pan-Pan" - (от французского panne - поломка) - который означает, что возникла аварийная ситуация, но угрозы для жизни нет, а немедленная помощи не требуется.
Обычно он повторяется 3 раза, и звучит как "Pan-pan, Pan-pan, Pan-pan".
Ещё один вариант перевода - “Possible Assistance Needed”.
Самый известный случай подачи этого сигнала - рейс Swissair 111.
2 сентября 1998 года, вылетевший из международного аэропорта JFK Нью-Йорка и направляющийся в Женеву рейс Swissair 111 менее чем через 2 часа полёта из-за сильного задымления на борту самолёта экипаж подал авиадиспетчеру сигнал "Pan-pan, Pan-pan, Pan-pan". Через 20 минут после этого на борту возник сильный пожар, ситуация быстро стала критической и был подан сигнал "MayDay". Самолёт потерпел крушение. Все пассажиры и экипаж - погибли. Всего на борту было 229 человек.
Таким образом сигнал SOS (. . . - - - . . .) стал международным сигналом бедствия в радиотелеграфной связи.
Самый известный случай подачи сигнала SOS до сих пор остаётся SOS Титаника.
Международная морская организация (ИМО) приняла решение с 1999 года отменить сигнал SOS и заменить его системой ГМДСС (глобальная оперативная система спасения морских судов, терпящих бедствие).
Не только радисту или капитану, но и любому человеку на борту достаточно нажать кнопку и только один раз - сигнал бедствия тотчас же перенесется к спутнику связи, а от него во все порты, в службы спасения, береговые авиабазы и на все суда в данном районе моря. Причем аппаратура на спутнике автоматически расшифрует координаты пославшего краткий радиосигнал системы ГМДСС.
В официальном объявлении ИМО говорится: "Сигнал из трех знаков Морзе имеет хорошие традиции и своих сторонников в наши дни. Несомненно, речь может идти о заслуженном ветеране. Однако напомним, что передача сигнала SOS зависит от азбуки Морзе и от самоотверженности радиста, не бегущего к спасательной шлюпке вместе со всем экипажем. Новая автоматическая система позволяет нажать кнопку непрофессионалу, а саму кнопку можно расположить в разных местах корабля, а не только в кабине радиста. Не вызывает сомнения, что ГМДСС должна увеличить гарантии спасения людей, следовательно, и число спасенных на море".
Сигнал "May Day"
В 1923 году Фредерик стэнли - главный связист аэропорта в Лондоне, решил, что необходим сигнал, который бы подавался голосом в случае неминуемой опасности. Так как в то время почти весь авиатрафик был из Лондона в аэропорт Ле Бурже в Париже, то таким словом стало "MayDay" - от французского "m’aidez" - помоги мне.
Сигнал "Pan-Pan"
Однако, подаче сигнала "MayDay" может предшествовать сигнал "Pan-Pan" - (от французского panne - поломка) - который означает, что возникла аварийная ситуация, но угрозы для жизни нет, а немедленная помощи не требуется.
Обычно он повторяется 3 раза, и звучит как "Pan-pan, Pan-pan, Pan-pan".
Ещё один вариант перевода - “Possible Assistance Needed”.
Самый известный случай подачи этого сигнала - рейс Swissair 111.
2 сентября 1998 года, вылетевший из международного аэропорта JFK Нью-Йорка и направляющийся в Женеву рейс Swissair 111 менее чем через 2 часа полёта из-за сильного задымления на борту самолёта экипаж подал авиадиспетчеру сигнал "Pan-pan, Pan-pan, Pan-pan". Через 20 минут после этого на борту возник сильный пожар, ситуация быстро стала критической и был подан сигнал "MayDay". Самолёт потерпел крушение. Все пассажиры и экипаж - погибли. Всего на борту было 229 человек.
Хотите прокомментировать?
Кроме того...
Четырнадцать лет жизни в подарок
Специалисты Кембриджского...
«Зеленая химия»: препараты в биоразрушаемых микрокапсулах
Метод, основанный на...
Ныряющая яхта
На самом деле этот сюжет скорее юмористический, однако, очень интересный...