Notice: Undefined variable: 5169.3966384404 in /var/www/www-root/data/www/374.ru/tpl_text/text_picture.php on line 81
Роботизированный "костюм" с обратной связью: белыми маркерами на правой руке показаны сочленения, которые контролируются компьютерной системой (фото Lieberman, Breazeal). |
Тема соревнования нынешнего года звучала так: Advanced Deployable Compact Rotorcraft in Support of Special Operations Forces, то есть, говоря проще, "передовой винтокрыл для спецназа". Причём "винтокрыл" — не обязательно вертолёт. Это может быть, к примеру, и конвертоплан с поворотными роторами, типа V-22 Osprey, только маленький.
Notice: Undefined variable: 5222.3613252074 in /var/www/www-root/data/www/374.ru/tpl_text/text_picture.php on line 81
Бочкообразная форма этой пилотируемой машины заставляет вспомнить пресловутый пепелац, но аппарат на картинке не столь уж фантастичен. Хотя возможности его впечатляют — он должен взлетать в небо с погружённой атомной субмарины (иллюстрация Technion/Pennsylvania State University). |
В обоих проектах речь идёт об аппаратах вертикального взлёта, базируемых на подводной лодке. И в обоих случаях аппараты эти смогут вылетать на задание без необходимости во всплытии своей родной субмарины.
Проект из Джорджии предусматривает создание двух моделей небольших летательных аппаратов, способных базироваться на атомной подлодке класса Огайо (Ohio) (иллюстрация Georgia Institute of Technology). |
"Шифр", "Стрекоза" и "Барракуда" являют собой странное сочетание слов. Чего может быть общего у криптографии, насекомого и рыбы? В данном случае, общим является место базирования и задача. А как вся эта техника взаимодействует — сейчас увидим.
Проект Cipher отличает внимание к деталям. Это не просто концепция. Тут проработана и компоновка, и развесовка, и аэродинамика, и механизмы складывания лопастей и хвоста, и многие другие вещи. Максимальная скорость этой машины равна 230 километрам в час (иллюстрации Georgia Institute of Technology). |
Dragonfly представляет собой беспилотную машину поддержки, выполненную в виде крыла-коробки. На концах крыльев расположены движки и винты, лопасти которых могут складываться. В центре аппарата располагается небольшой отсек для целевой нагрузки.
Поскольку в Dragonfly экипажа нет, он не разворачивает свои роторы, как Osprey, а поворачивается после вертикального взлёта целиком, переходя на самолётный режим. Как и собрат по проекту, Dragonfly спроектирован в расчёте на необычайно низкий уровень шума. Но его приводит в движение пара турбодизелей, а в самолётном режиме этот робот разгоняется до 260 километров в час (иллюстрации Georgia Institute of Technology). |
Поскольку на подлодках класса "Огайо" имеется 20 шахт, полное переоборудование позволяет разместить там 5 "Барракуд" (хотя по идее можно создать и комбинированную подлодку, несущую и ракеты, и авиацию). Общая вместимость такого подводного аэродрома составит 30 машин (28 Cipher и 2 Dragonfly) — по шесть винтокрылов в одной капсуле. В предельном случае за 6 часов все "Шифры" успеют сделать по два рейса на берег, доставив туда 112 человек, говорят изобретатели системы.
Атомная подлодка выпускает капсулу-аэродром Barracuda с небольшой глубины. Плавающая самоходная капсула очень устойчива — большая часть её находится под водой. Наверху же, раскрывшиеся створки и подъёмник образуют вертолётную площадку (иллюстрации Georgia Institute of Technology). |
Cipher и Dragonfly должны быть способны удалиться на расстояние до 260 километров от подлодки, выполнить там задание (разведка, удар по наземным целям, высадка десанта) и вернуться к субмарине, которая заберёт их из опасного района.
Barracuda — это миниатюрная подлодка. Здесь есть и аккумуляторы (на 2 мегаватт-часа), и цистерна для балласта, баллоны с воздухом и система движителей типа Voith-Schneider, позволяющая позиционировать капсулу с высокой точностью. Также на нижней палубе есть помещение для 12 человек, а наверху — пост управления и отдельный герметичный люк. Ещё тут предусмотрен насос, откачивающий морскую воду при попадании волны через открытые створки вертолётного подъёмника. Даже при волнении наклон капсулы не должен превышать пары градусов, поскольку её центр тяжести находится в самом низу (иллюстрация Georgia Institute of Technology). |
Любопытная деталь замысла. То, что беспилотник Dragonfly может летать без всякого дистанционного управления (по заранее составленной программе) – ничуть не удивительно. Но студенты предусмотрели автономный режим полёта и для Cipher.
Грузоподъёмность Waterspout идентична возможностям Cipher: два пилота (бойца сил специального назначения), их снаряжение и ещё немного оборудования. Всего 360 килограммов. Двухвинтовой аппарат приводят в движение два двигателя, размещённые в верхней части "бочки". Крейсерская скорость этого вертолёта составляет 185 километров в час. (иллюстрация Technion/Pennsylvania State University). |
Для обычной миссии возможность посадки на суше для Dragonfly не предусмотрена, хотя в вертикальном положении он может опираться на специальные наконечники на своём оперении. Но зато этот беспилотник должен выполнять роль разведчика, а, возможно, и вооружённого самолёта прикрытия, во время рейсов пилотируемых Cipher на берег.
У Waterspout есть две герметичные дверцы, ведущие в двухместную кабину (она показана внизу). Оба члена экипажа могут воспользоваться любой из них. Один люк расположен на дне машины, он распахивается, а второй — на боковой стенке (спереди) и он — сдвижной. Интересно, что в случае вынужденной посадки на сушу створки нижнего люка играют и роль шасси, а при посадке на неспокойную воду машина может выдвинуть дополнительные поплавки для устойчивости (иллюстрации Technion/Pennsylvania State University). |
Таков проект технологического института Джорджии. Ну а что придумала интернациональная команда?
Система выпуска и возвращения Waterspout. Обратите внимание, всплывающее стыковочное кольцо оснащено винтами для подруливания. Внизу: несколько вертолётов-бочек могут храниться в ракетных шахтах подлодки, или, как вариант, в специальном ангаре внутри неё (что потребует больших переделок). В любом случае, к срезу ракетного люка Waterspout доставляет автоматический подъёмник (иллюстрации Technion/Pennsylvania State University). |
Waterspout представляет из себя герметичный аппарат (воздухозаборник и выхлопная труба его двигателя под водой закрываются). Да, к слову, размер этого вертолёта выбран таким, чтобы он проходил в стандартную шахту (диаметром 2,11 метра) от баллистической ракеты на всё той же полдодке типа "Огайо", так что по сравнению с первым проектом переделки субмарины сведены к минимуму.
Notice: Undefined variable: 5241.8343876331 in /var/www/www-root/data/www/374.ru/tpl_text/text_picture.php on line 81
Три таких вертолёта могут быть переброшены к месту действия на борту транспортника C-130J. В подлодку же вертолёты может загружать тот же кран, что обычно загружает баллистические ракеты (иллюстрация Technion/Pennsylvania State University). |
После возвращения Waterspout к подлодке всё происходит в обратном порядке. Вертолёт садится на воду. Снизу к нему поднимается кольцо с тросом. Причём оно автоматически находит вертолёт-поплавок, ориентируясь по сигнальному маяку на его днище, и стыкуется с летательным аппаратом. Далее подлодка подтягивает машину в своё нутро. Любопытно, что в этом вертолёте пришлось отказаться от традиционного лобового стекла. Тут вообще нет окон. Пилоты ведут машину ориентируясь лишь на картинку с видеокамеры на носу машины: перед каждым членом экипажа опускается плоский экран.
Воздухозаборник двигателей Waterspout закрывается, как и выхлопные трубы (иллюстрации Technion/Pennsylvania State University). |
Вообще Waterspout проработан не хуже трио Cypher, Dragonfly, Barracuda. К примеру, "сборная" из Пенсильвании была ответственна за аэродинамику винта и топливную систему; израильские же студенты разрабатывали механику ротора, механизм, складывающий лезвия винта и механизм для старта машины с подлодки.
Нужно отметить, что обе команды, победившие в конкурсе, провели глубокий анализ своих моделей, включая выбор двигателей и авионики, расчёт прочностных характеристик винтокрылов, тепловых потоков внутри машин, заметности этих вертолётов на экранах радаров и прочее в том же духе.
Так что какой-нибудь вертолётостроительной компании, чтобы воплотить замысел студентов в жизнь, не придется начинать с нуля. За "просто картинками", сделанными на компьютере, скрыт основательный труд.
Жаль только о принятии на вооружение хоть одной из этих двух удивительных систем пока говорить слишком рано. А любопытно было бы посмотреть на вертолёт, взлетающий из воды посреди чистого моря.
Хотите прокомментировать?
Кроме того...
S
...
Мозг во сне «проигрывает» дневные события с семикратным ускорением
Американские нейробиологи...
Мужские груди – не повод для шуток
Фрэнк Костанца хотел...