Notice: Undefined offset: 29 in /var/www/www-root/data/www/374.ru/tpl_text/text_picture.php on line 73
Главный вопрос, который сейчас задают себе конструкторы, инвесторы и просто люди, увлеченные космосом, — возможно ли, что космические полеты из аттракциона для миллионеров превратятся в одно из направлений массового туризма? Как скоро обычный преподаватель колледжа или, скажем, банковский служащий сможет полететь в космос?
Прежде чем ответить на эти вопросы, стоит разобраться, кого можно считать космическим туристом. Первым критерием может быть профессиональная подготовка. Если человек, отправляющийся в космос, не является космонавтом и не был специально отобран для выполнения конкретной программы, то его можно назвать туристом. Второй критерий — это финансовая сторона дела. Полеты в космос пока что удовольствие очень дорогое, каждый стоит порядка двадцати пяти миллионов долларов США, и, если место в космическом корабле занимает человек со стороны, его путешествие должно быть оплачено, причем либо из его личных средств, либо из средств какого-либо фонда. При этом полет не должен быть ни частью государственной программы, ни служебной командировкой — именно поэтому космическими туристами нельзя считать, например, японского журналиста Тоёхиро Акияму, который побывал на станции «Мир» в декабре 1990 года, или сотрудника авиастроительной компании McDonnell Douglas Чарльза Уолкера, который, не будучи профессиональным космонавтом, летал в космос трижды. Дело в том, что полет Акиямы был оплачен японской телерадиокомпанией TBS, за Уолкера тоже платил его работодатель — и следовательно, это были командировки.
Космический туризм существует пока только в России, так что всю подготовку кандидаты проходят в нашей стране. Прежде всего они должны пройти медицинскую комиссию в Институте медико-биологических проблем и получить допуск к полету от Главной медицинской комиссии. Затем необходимо заключить договор о полете с Федеральным космическим агентством (Роскосмос). Договор может быть заключен либо напрямую, либо при посредничестве частной американской компании Space Adventures.
С точностью до миллиметра. Для туриста, как и для любого космонавта, отливается индивидуальный ложемент космического кресла – в таком полулежачем положении человек находится некоторое время после старта и в момент стыковки с МКС. Скафандр, изготовленный также по индивидуальным меркам, последний раз проверяют на герметичность уже на космодроме Байконур за несколько часов до старта.
На сегодняшний день космическими туристами уже стали пять человек. Это четверо граждан США – Деннис Тито, Грегори Олсен, Ануше Ансари и Чарлз Симоньи, и один гражданин ЮАР – Марк Шаттлуорт. Дорога к существлению мечты у каждого из них была своя, но можно сказать, что у всех она была тернистой. Впрочем, такой, наверное, и должна быть «дорога к звездам».
Первым коммерческим космонавтом стал Деннис Тито. В 2000 году он заключил договор с компанией MirCorp и 19 июня был официально представлен на пресс-конференции в Звездном городке. С августа Тито проходил курс подготовки в ЦПК по программе участника космического полета на станцию «Мир».
19 ноября, когда российское правительство приняло решение о затоплении станции «Мир», Тито пришлось прервать подготовку. Однако на орбите уже находилась Международная космическая станция с российским сегментом, и 28 декабря 2000 года Тито был включен в основной экипаж первой российской экспедиции посещения МКС вместе с космонавтами Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным.
В этот момент между Росавиакосмосом (так в то время назывался Роскосмос) и NASA возникли разногласия – американская сторона возражала против пребывания на борту станции непрофессионального космонавта, заявляя, что это может создать угрозу экипажу и самой станции. Российское агентство настаивало на своем, и тогда NASA приняло парадоксальное решение – Деннису Тито был запрещен доступ в американский сегмент. Редчайший случай в истории – гражданина США не пустили на территорию его страны, пусть даже в космосе.
После полета Тито число желающих погостить на МКС возросло. Вторым космическим туристом стал бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлуорт.
Ну и наконец, кандидаты должны пройти полугодовой курс в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) в Звездном городке. За эти полгода иностранным туристам необходимо освоить русский язык, изучить устройства и бортовые системы корабля «Союз», пройти вестибулярные тренировки на тренажерах. Тренировки на невесомость проводятся в гидробассейне и во время параболических полетов на специально оборудованном самолете. Кроме того, кандидатов ждет курс выживания в лесу и на море на случай приземления в незапланированном районе. Полет на орбиту – это не поездка на Гавайи: здесь недостаточно бросить в чемодан пляжные тапочки и крем для загара, подготовка требуется куда более серьезная и длительная.
После полета и Тито, и Шаттлуорт стали выступать с лекциями, рассказывая о перспективах космического туризма. А Марк Шаттлуорт, кроме всего прочего, основал фонд, цель которого – помогать южноафриканской молодежи, особенно из бедных семей, приобщаться к достижениям современного технического прогресса.
А вот место третьего туриста оказалось каким-то заколдованным. О своем желании отправиться в космос заявляли многие, но только трое имели реальные шансы. Первым был 23-летний солист американской поп-группы N’Sync Лэнс Басс. Его подготовку в ЦПК собиралась оплатить американская телевизионная корпорация Destiny Productions. Но спонсоры нарушили сроки предоплаты, и Басс лишился шанса слетать в космос – по крайне мере, в ближайшее время. Вторым претендентом был российский бизнесмен Сергей Полонский, основатель и президент корпорации «Строймонтаж». Он получил допуск 12 сентября 2002 года, однако впоследствии сошел с дистанции по медицинским показаниям.
В итоге третьим космическим туристом стал шестидесятилетний американский бизнесмен Грегори Олсен, но и ему право побывать на МКС досталось нелегко. Олсен начал проходить медицинское обследование в апреле 2004 года, и вскоре получил предварительный допуск к специальным тренировкам. Первоначально его полет планировался на апрель 2005 года, но позднее появились сообщения, что его могут включить в экипаж корабля «Союз ТМА-5», старт которого был намечен на октябрь 2004 года.
Однако в ходе тренировок у медиков появились претензии к его здоровью, и Олсен был отстранен от подготовки. Но американец не захотел расставаться с мечтой. Он вернулся в Америку, прошел полный курс лечения, спустя год вновь приехал в Россию, повторно сдал все анализы и приступил к подготовке в Звездном городке в мае 2005 года. Кстати, дублером Олсена был Сергей Костенко, глава российского представительства Space Adventures. Но американец оказался удачливее и 1 октября 2005 года отправился на орбиту.
На право стать четвертым космическим туристом претендовали два кандидата: японский бизнесмен Дайсукэ Эномото и сорокалетняя американка иранского происхождения Ануше Ансари. Основным кандидатом считался Эномото, а Ансари была его дублером. В конце апреля 2006 года они приступили к подготовке в составе экипажей «Союз ТМА-9».
Однако за два дня до начала комплексных тренировок прозвучало неожиданное для всех сообщение Роскосмоса – Эномото по медицинским показаниям не допущен к полету. Тогда Ануше Ансари предложили перейти в основной экипаж, на что она с радостью согласилась и 18 сентября 2006 года отправилась в космос. Пятым космическим туристом стал гражданин США венгерского происхождения Чарлз Симоньи – один из основателей Microsoft. Он побывал на МКС в апреле 2007 года и провел там почти четырнадцать суток – на сегодняшний день это самый продолжительный «космотур».
Уже сейчас можно утверждать, что космический туризм, несомненно, станет одним из полноценных направлений развития космической отрасли на ближайшие годы. Но пока мы являемся свидетелями лишь единичных туристических полетов на орбиту – эти пять туров стоили слишком больших денег, чтобы можно было говорить о массовой индустрии. По информации компании Space Adventures, в ближайшем будущем космические туристы смогут не только посетить МКС, но и выйти в открытый космос и пробыть там до полутора часов. Стоимость тура в этом случае возрастет – но это все же не общая тенденция, а скорее одно из направлений развития космического туризма, элитные туры, если хотите. В том же направлении – то есть разработки сложных маршрутов, призванных двигать вперед мировую космонавтику, в том числе благодаря денежным средствам, которые обеспеченные туристы готовы отдать за полет, движется и российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева. Там сейчас работают над новым проектом – шестиместным пилотируемым кораблем «Клипер», в котором смогут летать не только профессионалы, но и туристы. Конечно, туристам отдадут не все места, а только четыре – кто-то ведь должен управлять кораблем.
Перед «Союзом», который используется сегодня, заключается в том, что он будет не приземляться с помощью парашютной системы, а садиться, наподобие шаттла, на взлетно-посадочную полосу аэродрома. Уже сейчас, основываясь на проведенных подсчетах, можно сказать, что запуск «Клипера» будет стоить в тридцать раз дешевле, чем шаттла. «Я считаю, что “Клипер” должен быть одновременно простым с технической точки зрения и как можно более дешевым с экономической, – говорит пятый космический турист Чарлз Симоньи. – И господин Севастьянов движется в правильном направлении, пытаясь сделать корабль именно таким».
«Орбитальные полеты дороги, потому что пока не существует для этих целей дешевых транспортных средств, – объясняет четвертая космическая туристка Ануше Ансари. – Но я полагаю, что благодаря работе частного сектора цены и здесь удастся снизить в течение ближайших двадцати лет. Вероятно, для этого потребуются какие-то перемены в ракетных системах». Орбитальные полеты туристов – не единственная возможность для обычного человека попасть в космос. Самая реальная альтернатива в ближайшем будущем – это так называемые суборбитальные полеты, которые отличаются прежде всего продолжительностью участка невесомости. После короткого разгона до скорости, в два-пять раз меньше первой космической (которая составляет восемь километров в секунду), аппарат с туристами на борту совершает баллистический «подскок» без выхода на орбиту. Оказавшись «в свободном плавании», туристы могут сквозь многочисленные иллюминаторы в корпусе ракетоплана любоваться видами Земли.
Состояние невесомости длится от одной до двадцати минут. После этого аппарат входит в атмосферу и совершает посадку.
Похоже на описание из фантастического романа, не правда ли? А между тем это уже реальность. В октябре 2004 года ракетоплан SpaceShipOne компании Mojave Aerospace Ventures совершил два таких пробных суборбитальных полета – то есть поднялся на высоту более ста километров. Пока без туристов, с одним пилотом, но в будущем, возможно, этот ракетоплан станет первым пассажирским космическим аппаратом и положит начало новой эпохе космических путешествий для всех, как в 1920-х годах первые авиалайнеры открыли эпоху авиапутешествий.
Mojave Aerospace Ventures даже получила приз фонда Ansari X-Prize, десять миллионов долларов, как компания, осуществившая первый частный суборбитальный полет в космос. Кстати, этот фонд назван именем четвертой космической туристки Ануше Ансари – она пожертвовала для него более миллиона долларов. «Я вижу, что к космонавтике сегодня проявляют интерес очень многие люди, готовые вкладывать деньги в строительство кораблей для туристических полетов, – говорит Ансари. – Сейчас в игру вступает много частных средств, поэтому в будущем это может превратиться в мощную индустрию.
В США пока есть только одна компания, которая будет предлагать частные суборбитальные полеты, – продолжает Ансари, – и я знаю еще две-три, которые также работают над проектами в области космического туризма. В ближайшее время за билет в космос вас попросят отдать около двухсот тысяч долларов, но я думаю, что с возникновением конкуренции цена может упасть до двадцати-пятидесяти тысяч долларов с человека в ближайшие пять-десять лет. Так что скоро такие полеты будут более доступными». Кстати, если SpaceShipOne является трехместным кораблем, то новый SpaceShipTwo, который сейчас находится в разработке, будет уже девятиместным. Так что в космос можно будет летать целыми семьями.
После того как Mojave Aerospace Ventures завоевала приз фонда Ansari X-Prize, президент компании Space Adventures Эрик Андерсон сказал: «Все меняется даже быстрее, чем ожидает публика. Есть огромное количество скрытой энергии, которая может быть направлена на развитие коммерческого космоса. Это еще более значительное событие, чем полет Денниса Тито, потому что оно свидетельствует о появлении технологии, удовлетворяющей требованиям рынка».
Британский мультимиллионер Ричард Брэнсон в 2004 году создал компанию Virgin Galactic, которая будет заниматься организацией суборбитальных космических полетов. В начале ноября 2005 года было объявлено, что фирма собрала для своего проекта первые десять миллионов долларов. Руководители Virgin Galactic утверждают, что более ста человек уже изъявили желание совершить частный суборбитальный полет, и большинство из них даже подписали контракты. Но места на первый групповой коммерческий рейс в космос давно забронированы – в пассажирские кресла сядут Ричард Брэнсон и авиаконструктор Берт Рутан, создатель компании Scaled Composites, разработчика SpaceShipOne. По оценкам президента Virgin Galactic Уилла Уайтхорна, услугами компании в первый год полетов смогут воспользоваться четыреста пятьдесят человек, то есть примерно столько же, сколько совершили космические полеты с тех пор, как в космос отправился Юрий Гагарин. Начальная цена такого тура составит примерно двести тысяч долларов, но уже к пятому году она может упасть до пятидесяти тысяч, а к восьмому-девятому году, с увеличением частоты полетов, составит порядка двадцати пяти тысяч.
Представители компании надеются, что цену удастся снизить в том числе благодаря деньгам, которые обеспечат участники первых полетов, оплачивая самые дорогие туры. Четыреста пятьдесят первых клиентов – это уже девяносто миллионов долларов. А ведь это только начало. Первые вылеты Virgin Galactic планирует совершать из калифорнийского городка Мохаве, но затем базу придется перенести воздушное движение здесь становится все более интенсивным.
Сейчас ведутся переговоры о размещении космопорта в Нью-Мексико или во Флориде. В январе 2007 года Virgin Galactic заключила с правительством Швеции договор о создании гражданского космопорта в Кируне, на севере страны. В самое ближайшее время космопорты появятся в Сингапуре и Объединенных Арабских Эмиратах. «Если примерно через пять лет бизнес станет прибыльным, то мы запустим следующую фазу проекта – создание коммерческой орбитальной системы, которая станет основой для колонизации космоса», – говорит Уилл Уайтхорн.
Итак, не успел наступить XXI век, как знаменитые слова основоположника практической космонавтики Сергея Павловича Королева о «полетах в космос по профсоюзным путевкам» перестали казаться шуткой. Хотя, зная прозорливость великого конструктора, можно предположить что он вовсе не шутил. На наших глазах мечты о пассажирских космолетах, гостиницах на орбите и каникулах на Луне воплощаются в жизнь. И реальность обещает быть даже интереснее, чем самые смелые предположения.
автор: Павел Шаров
Хотите прокомментировать?
Кроме того...
Кем придуман поп-корн?
Судя по всему, честь открытия знакомого каждому из нас...
Экологи представили список 10 самых грязных мест на планете
Независимая группа...
Бездельники из грязной общаги выдумали мыло с кофеином
В нашем случае важнее не...